
Историки и краеведы договорились считать, что Новосибирск появился в 1893 году как поселок строителей железнодорожного моста через Обь и рабочих станции «Обь» Транссибирской магистрали. На самом деле люди здесь жили намного раньше: с XVIII века на левом берегу Оби стояло село Кривощёково, позднее появился Кривощековский выселок на правом берегу, а ещё раньше на мысу над Каменкой возвышалось городище – крепость чатских татар. Но мы не пойдём вглубь седых веков, а рассмотрим важные вехи официальной истории Новосибирска.
На пути к городу
1893-1903
Официально строительство Транссиба началось 19 мая 1891 года в районе Владивостока, а в 1893 году Александр III утвердил решение о направлении Средне-Сибирского участка магистрали с переправой через Обь у села Кривощёкова. На место будущего города прибыла группа мостостроителей, возглавляемая Г.М. Будаговым.
Посёлок Ново-Николаевский. Строительство моста
В документах и воспоминаниях найдено несколько названий посёлка: Гусевка, Новая деревня, Кривощековский выселок, Александровский, а с 1895 года – посёлок Ново-Николаевский.
На хорошо оплачиваемую стройку дороги и моста потянулись люди со всей России, и к 1897 году в посёлке мостостроителей проживало 7832 человек.
В 1893 году по инициативе Г.М. Будагова, в городе открываются школа и народный театр. 22 мая 1897 года закладывается каменный собор во имя Александра Невского.
Церковь Александра Невского. 1910-е
28 марта 1897 года мост был принят комиссией под председательством Н.П. Белелюбского (автор проекта) и прослужил до 1990 года, когда на его ледорезах была сделана надстройка и смонтированы новые стальные пролетные строения, рассчитанные на высокие нагрузки. Один из пролетов первого моста через Обь установлен на набережной Оби.
«Перекрёсток» железной дороги и реки Обь сделал это место идеальным для транзита товаров с Алтая на запад, а поскольку основным товаром было зерно – рядом со станцией появилось несколько мельниц, а на берегу – многочисленные частные пристани.
Возникли первые заводы: железнодорожные мастерские на станции, лесопильный завод на берегу Оби, мукомольные мельницы, Казенная винная монополия, типография и книжный магазин Н.П. Литвинова, магазины, ярмарка, почтово-телеграфная контора, казначейство.
В связи с обострением русско-японских отношений начинает строиться сухарный завод Военного ведомства и военно-остановочный пункт – Красные казармы.
В 1902 года П.А. Смирновой было открыто детское учреждение для подготовки девочек и мальчиков к поступлению в гимназии. В 1905 году оно преобразовано в женскую прогимназию, теперь дети обеспеченных родителей могли учиться, не уезжая в другие города, что могло повлиять на отток капиталов.
Время развития
1904-1914
В 1903 Ново-Николаевск после долгих просьб жителей получает права безуездного города Томского уезда Томской губернии. Это дает предпосылки к развитию образования, здравоохранения, строительства.
С 1904 года в городе работает чугунолитейный завод «Труд», строятся паровые мельницы. В городе работают лесопильный, пивоваренный, кожевенный и 10 маслобойных заводов, 12 прядильных и 2 шубные мастерские, 35 кирпичных сараев (кустарных заводов).
Мельница Алтайской Фабрично-Промышленной компании, улица Фабричная
В 1904 начинается русско-японская война, в городе появляется гарнизон численностью в 1182 человека. После войны появляется необходимость разместить в городе резервные полки, и в 1910 начинается строительство Военного городка за Каменкой.
Ещё до столыпинской аграрной реформы и, конечно, после неё в Сибирь едет большой поток переселенцев
из западных малоземельных губерний – население стремительно увеличивается. На 1905 год численность населения составляла 26 028 человек.
Николаевский проспект, 1910-е
В 1906 году начинает работать библиотека, выходит ежедневная городская газета «Народная летопись». Открывается городская больница на 15 коек.
В 1907 состоялось знаменательное событие – выкуп городской земли из собственности Кабинета Его Императорского Величества. Теперь город мог самостоятельно сдавать ее в аренду или продавать и тем увеличивать бюджет, заниматься благоустройством.
В 1908 городу позволено руководствоваться городовым положением в полном объеме, появляется Городская Дума, избирается Городской Голова – сын купца, предприниматель Владимир Ипполитович Жернаков.
Здание городского управления
Пожар 11 мая 1909, начавшийся на улице Каинской, уничтожил 22 квартала и 794 двора. После пожара в городе активно развивается кирпичное строительство, строится кирпичный завод Ново-Николаевской городской управы.
По проекту архитектора А.Д. Крячкова с 1910 по 1912 построены городской торговый корпус, 12 городских начальных училищ, реальное училище. В 1912 году в Ново-Николаевск вводится всеобщее начальное образование.
Возводится комплекс зданий военного городка за Каменкой, заразная больница, в конце 1912 года вводится в эксплуатацию городская электростанция на 152 кВт. На конец 1912 действует около 100 крупных и более 600 мелких предприятий.
Вид на Военный городок за Каменкой
В 1913 году в России широко праздновалось трёхсотлетие дома Романовых, в честь этого события Ново-Николаевское реальное училище получило приписку «дома Романовых» и было принято решение о строительстве часовни во имя Святителя Николая на Николаевском проспекте.
Реальное училище имени Дома Романовых
Годы войн и революций
1914-1924
1 августа 1914 года Германия объявила войну России – началась Первая мировая война. На фронт отправился 41-й Сибирский стрелковый полк, дислоцировавшийся в военном городке Ново-Николаевска.
Для воинских частей было организовано питание на 14 тысяч человек, построена пекарня с выпечкой до 500 пудов хлеба в сутки, изысканы помещения для размещения 15 690 мобилизированных воинских чинов, для 3-х амбулаторий. Построены лагеря для более 10000 военнопленных, город принял около 2 тысяч человек беженцев. Введена карточная система распределения продуктов питания.
Вид на Центральную часть города из-за Каменки
В начале 1914 образуется крупная монополия «Алтайские мукомолы» во главе с Н. А. Туркиным, в 1915 кожевенный завод З.Г. Крюкова. В годы войны в городе построены мыловаренный завод, скотобойня с холодильником для хранения мороженного мяса. Количество предприятий в городе выросло в 2 раза.
Война не помешал строительству Алтайской железной дороги. Сооружение дороги началось 1 июля 1913 года в Семипалатинске, 8 октября 1915 года из Ново-Николаевска в Барнаул был отправлен первый пассажирский поезд.
Летом-осенью 1916 начинает строиться Дом инвалидов в память героев войны (строительство завершилось только в 1925).
После Февральской революции в марте 1917 года Временное правительство предоставило городу статус уездного. В это время в нем насчитывалось 107 129 жителей (58 987 женщин и 48 142 мужчины). В декабре 1917 после Октябрьской революции в городе установилась Советская власть.
В ночь с 25 на 26 мая 1918 произошло контрреволюционное восстание белочехов, началась Гражданская война: городская власть была почти бессильна против произвола польских частей, работает польская контрразведка, проводятся аресты красного подполья.
Чешский караул у моста через Обь
В ночь с 13 на 14 декабря 1919 Ново-Николаевск был взят частями Красной армии. Отступая, колчаковцы убивают пленных и взрывают железнодорожный мост через Обь. В честь погибших во время Гражданской войны в городе устраивают мемориал на братской могиле в самом центре города. Долгие годы факел с мемориала находился на гербе Новосибирка.
В 1919 начинается самая страшная эпидемия тифа, завезенного беженцами и военнопленными. За два года в городе и окрестностях умерло около 60 000 человек. С помощью учрежденной организации ЧКТИФ и её жёстких мер эпидемию удается практически остановить. Начинается долгий путь восстановления города. Ведется восстановление инфраструктуры, активная борьба с преступностью и беспризорностью.
Монумент на братской могиле
В 1921 Ново-Николаевск получает статус губернского города, сюда переводят все общесибирские учреждения, включая Сиббюро РКП(б).
С 1920 года в городе работает краеведческий музей, в 1922 году выходит первый номер журнала «Сибирские Огни». 15 ноября 1922 года оперой А. С. Даргомыжского «Русалка» в городе открылся Сибирский государственный театр музыкальной драмы. В июле 1923 организовано автобусное движение.
СибГосОпера. Бывшее Коммерческое собрание
Начинается строительство зданий синдикатов и трестов – «Нефтесиндикат» (Серебренниковская, 33), «Союзхлеб» (Советская, 24, сейчас музей космонавтики), «Сибдальгосторга» (консерватория), здание Госучреждений (1923-1926, архитектор А.Д. Крячков), первых многоквартирных домов.
После смерти Ленина в январе 1924 года строится народный памятник – Дом Ленина.
Дом Ленина в Новосибирске
Столичный город
1925-1941
11 мая 1924 в присутствии М.И. Калинина заложена «ТЭЦ-1» (сдана в 1926 году), что открыло возможности для наращивания возможностей промышленности. В июле 1928 введен в строй хлебозавод на ул. Фабричной, трикотажная фабрика «Динамо», завод по переработке растительного масла, шорная фабрика.
Электростанция имени Калинина. ТЭЦ-1
25 мая 1925 образован Сибирский край от Урала до Байкала с центром в Ново-Николаевске. В городе проживает уже 120 128 человек.
Столичность города дала очень сильный толчок в сторону массового административного, жилого и промышленного строительства. Ведущим архитектурным направлением этого периода является конструктивизм, строятся здания Сибкрайсоюза (в декабре 1926 открыт крупнейший универсальный магазин), Промбанка, Госбанка, Сибревкома, клуб Совторгслужащих, Дворец Труда.
12 февраля 1926 Ново-Николаевск переименован в Ново-Сибирск, но уже очень скоро дефис был утерян и стали писать просто Новосибирск.
В 1930 году в городскую черту вошёл левый берег – Заобский район.
Большой толчок экономическому росту города дало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги и железнодорожной линии Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий, законченной в 1934 году. В октябре 1931 открыт второй железнодорожный мост через Обь – Комсомольский. Однако, автомобильный транспорт попадает на левый берег только по зимнику или понтонному мосту.
Стройка Комсомольского железнодорожного моста
Развивается инфраструктура: появилась первая в Сибири радиостанция, в ноябре 1929 запущен городской водопровод, строится канализация, разбиваются скверы, благоустраиваются тротуары, проводится освещение улиц.
В 1934 открыта первая трамвайная линия протяженностью 4 км, развивалось автобусное сообщение, появились первые государственные такси. В 1934-1939 построен новый железнодорожный вокзал.
Здание Госбанка на площади Ленина
Начинают работу первые вузы – Сибирский институт народного хозяйства (1929), Западно-Сибирский коммунистический университет (1930), медицинский институт (1935), геодезический (1940), Пединститут.
В Новосибирске появляется студия кинохроники, краевая библиотека, первый за Уралом ТЮЗ (1930), спортклуб «Динамо» (1933). Начинается строительство Дома Науки и Культуры – будущего Оперного театра.
Строительство ДНиК – театра оперы и балета. 1936
В 1930 году в левобережной части Новосибирска началось строительство крупного завода «Сибкомбайн», который должен был обеспечить комбайнами и другой сельхозтехникой всю Сибирь, в 1931 году – завода горного оборудования, который в январе 1938 получил имя В.П. Чкалова, строится станкостроительный завод им. XVI партсъезда, паровозоремонтный завод.
6 ноября 1935 года на ГРЭС был пущен первый турбоагрегат ТЭЦ-2 в 24 тыс. кВт, что открыло дорогу Новосибирска к новым промышленным мощностям.
28 сентября 1937 года Постановлением ВЦИК Западно-Сибирский край разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. Новосибирск стал областным центром.
В 1939 в Новосибирске (с учетом Бердска) числилось 406 тысяч человек (46% мужчин и 54% женщин).
Продолжение следует...