Авторская колонка
Понять Новосибирск. Краткая история мегаполиса, ч.1

Историки и краеведы договорились считать, что Новосибирск появился в 1893 году как поселок строителей железнодорожного моста через Обь и рабочих станции «Обь» Транссибирской магистрали. На самом деле люди здесь жили намного раньше: с XVIII века на левом берегу Оби стояло село Кривощёково, позднее появился Кривощековский выселок на правом берегу, а ещё раньше на мысу над Каменкой возвышалось городище – крепость чатских татар. Но мы не пойдём вглубь седых веков, а рассмотрим важные вехи официальной истории Новосибирска.

На пути к городу

1893-1903

Официально строительство Транссиба началось 19 мая 1891 года в районе Владивостока, а в 1893 году Александр III утвердил решение о направлении Средне-Сибирского участка магистрали с переправой через Обь у села Кривощёкова. На место будущего города прибыла группа мостостроителей, возглавляемая Г.М. Будаговым.

Посёлок Ново-Николаевский. Строительство моста
Посёлок Ново-Николаевский. Строительство моста

В документах и воспоминаниях найдено несколько названий посёлка: Гусевка, Новая деревня, Кривощековский выселок, Александровский, а с 1895 года – посёлок Ново-Николаевский.

На хорошо оплачиваемую стройку дороги и моста потянулись люди со всей России, и к 1897 году в посёлке мостостроителей проживало 7832 человек.

В 1893 году по инициативе Г.М. Будагова, в городе открываются школа и народный театр. 22 мая 1897 года закладывается каменный собор во имя Александра Невского.

Церковь Александра Невского. 1910-е
Церковь Александра Невского. 1910-е

28 марта 1897 года мост был принят комиссией под председательством Н.П. Белелюбского (автор проекта) и прослужил до 1990 года, когда на его ледорезах была сделана надстройка и смонтированы новые стальные пролетные строения, рассчитанные на высокие нагрузки. Один из пролетов первого моста через Обь установлен на набережной Оби.

«Перекрёсток» железной дороги и реки Обь сделал это место идеальным для транзита товаров с Алтая на запад, а поскольку основным товаром было зерно – рядом со станцией появилось несколько мельниц, а на берегу – многочисленные частные пристани.

Пассажирские пристани у реки Обь

Возникли первые заводы: железнодорожные мастерские на станции, лесопильный завод на берегу Оби, мукомольные мельницы, Казенная винная монополия, типография и книжный магазин Н.П. Литвинова, магазины, ярмарка, почтово-телеграфная контора, казначейство.

В связи с обострением русско-японских отношений начинает строиться сухарный завод Военного ведомства и военно-остановочный пункт – Красные казармы.

Военно-сухарный завод в Ново-Николаевске

В 1902 года П.А. Смирновой было открыто детское учреждение для подготовки девочек и мальчиков к поступлению в гимназии. В 1905 году оно преобразовано в женскую прогимназию, теперь дети обеспеченных родителей могли учиться, не уезжая в другие города, что могло повлиять на отток капиталов.

Время развития

1904-1914

В 1903 Ново-Николаевск после долгих просьб жителей получает права безуездного города Томского уезда Томской губернии. Это дает предпосылки к развитию образования, здравоохранения, строительства.

С 1904 года в городе работает чугунолитейный завод «Труд», строятся паровые мельницы. В городе работают лесопильный, пивоваренный, кожевенный и 10 маслобойных заводов, 12 прядильных и 2 шубные мастерские, 35 кирпичных сараев (кустарных заводов).

Мельница Алтайской Фабрично-Промышленной компании, улица Фабричная
Мельница Алтайской Фабрично-Промышленной компании, улица Фабричная

В 1904 начинается русско-японская война, в городе появляется гарнизон численностью в 1182 человека. После войны появляется необходимость разместить в городе резервные полки, и в 1910 начинается строительство Военного городка за Каменкой.

Ещё до столыпинской аграрной реформы и, конечно, после неё в Сибирь едет большой поток переселенцев из западных малоземельных губерний – население стремительно увеличивается. На 1905 год численность населения составляла 26 028 человек.

Николаевский проспект, 1910-е
Николаевский проспект, 1910-е

В 1906 году начинает работать библиотека, выходит ежедневная городская газета «Народная летопись». Открывается городская больница на 15 коек.

В 1907 состоялось знаменательное событие – выкуп городской земли из собственности Кабинета Его Императорского Величества. Теперь город мог самостоятельно сдавать ее в аренду или продавать и тем увеличивать бюджет, заниматься благоустройством.

В 1908 городу позволено руководствоваться городовым положением в полном объеме, появляется Городская Дума, избирается Городской Голова – сын купца, предприниматель Владимир Ипполитович Жернаков.

NN07.jpgЗдание городского управления
Здание городского управления

Пожар 11 мая 1909, начавшийся на улице Каинской, уничтожил 22 квартала и 794 двора. После пожара в городе активно развивается кирпичное строительство, строится кирпичный завод Ново-Николаевской городской управы.

По проекту архитектора А.Д. Крячкова с 1910 по 1912 построены городской торговый корпус, 12 городских начальных училищ, реальное училище. В 1912 году в Ново-Николаевск вводится всеобщее начальное образование.

Городской торговый корпус

Возводится комплекс зданий военного городка за Каменкой, заразная больница, в конце 1912 года вводится в эксплуатацию городская электростанция на 152 кВт. На конец 1912 действует около 100 крупных и более 600 мелких предприятий.

Вид на Военный городок за Каменкой
Вид на Военный городок за Каменкой

В 1913 году в России широко праздновалось трёхсотлетие дома Романовых, в честь этого события Ново-Николаевское реальное училище получило приписку «дома Романовых» и было принято решение о строительстве часовни во имя Святителя Николая на Николаевском проспекте.

Реальное училище имени Дома Романовых
Реальное училище имени Дома Романовых

Годы войн и революций

1914-1924

1 августа 1914 года Германия объявила войну России – началась Первая мировая война. На фронт отправился 41-й Сибирский стрелковый полк, дислоцировавшийся в военном городке Ново-Николаевска.

Для воинских частей было организовано питание на 14 тысяч человек, построена пекарня с выпечкой до 500 пудов хлеба в сутки, изысканы помещения для размещения 15 690 мобилизированных воинских чинов, для 3-х амбулаторий. Построены лагеря для более 10000 военнопленных, город принял около 2 тысяч человек беженцев. Введена карточная система рас­пределения продуктов питания.

Вид на Центральную часть города из-за Каменки
Вид на Центральную часть города из-за Каменки

В начале 1914 образуется крупная монополия «Алтайские мукомолы» во главе с Н. А. Туркиным, в 1915 кожевенный завод З.Г. Крюкова. В годы войны в городе построены мыловаренный завод, скотобойня с холодильником для хранения мороженного мяса. Количество предприятий в городе выросло в 2 раза.

Война не помешал строительству Алтайской железной дороги. Сооружение дороги началось 1 июля 1913 года в Семипалатинске, 8 октября 1915 года из Ново-Николаевска в Барнаул был отправлен первый пассажирский поезд.

Строительство Алтайской железной дороги

Летом-осенью 1916 начинает строиться Дом инвалидов в память героев войны (строительство завершилось только в 1925).

После Февральской революции в марте 1917 года Временное правительство предоставило городу статус уездного. В это время в нем насчитывалось 107 129 жителей (58 987 женщин и 48 142 мужчины). В декабре 1917 после Октябрьской революции в городе установилась Советская власть.

В ночь с 25 на 26 мая 1918 произошло контрреволюционное восстание белочехов, началась Гражданская война: городская власть была почти бессильна против произвола польских частей, работает польская контрразведка, проводятся аресты красного подполья.

Чешский караул у моста через Обь
Чешский караул у моста через Обь

В ночь с 13 на 14 декабря 1919 Ново-Николаевск был взят частями Красной армии. Отступая, колчаковцы убивают пленных и взрывают железнодорожный мост через Обь. В честь погибших во время Гражданской войны в городе устраивают мемориал на братской могиле в самом центре города. Долгие годы факел с мемориала находился на гербе Новосибирка.

В 1919 начинается самая страшная эпидемия тифа, завезенного беженцами и военнопленными. За два года в городе и окрестностях умерло около 60 000 человек. С помощью учрежденной организации ЧКТИФ и её жёстких мер эпидемию удается практически остановить. Начинается долгий путь восстановления города. Ведется восстановление инфраструктуры, активная борьба с преступностью и беспризорностью.

Монумент на братской могиле
Монумент на братской могиле

В 1921 Ново-Николаевск получает статус губернского города, сюда переводят все общесибирские учреждения, включая Сиббюро РКП(б). 

С 1920 года в городе работает краеведческий музей, в 1922 году выходит первый номер журнала «Сибирские Огни». 15 ноября 1922 года оперой А. С. Даргомыжского «Русалка» в городе открылся Сибирский государственный театр музыкальной драмы. В июле 1923 организовано автобусное движение.

СибГосОпера. Бывшее Коммерческое собрание
СибГосОпера. Бывшее Коммерческое собрание

Начинается строительство зданий синдикатов и трестов – «Нефтесиндикат» (Серебренниковская, 33), «Союзхлеб» (Советская, 24, сейчас музей космонавтики), «Сибдальгосторга» (консерватория), здание Госучреждений (1923-1926, архитектор А.Д. Крячков), первых многоквартирных домов.

После смерти Ленина в январе 1924 года строится народный памятник – Дом Ленина.

Дом Ленина в Новосибирске
Дом Ленина в Новосибирске

Столичный город

1925-1941

11 мая 1924 в присутствии М.И. Калинина заложена «ТЭЦ-1» (сдана в 1926 году), что открыло возможности для наращивания возможностей промышленности. В июле 1928 введен в строй хлебозавод на ул. Фабричной, трикотажная фабрика «Динамо», завод по переработке растительного масла, шорная фабрика.

Электростанция имени Калинина. ТЭЦ-1
Электростанция имени Калинина. ТЭЦ-1

25 мая 1925 образован Сибирский край от Урала до Байкала с центром в Ново-Николаевске. В городе проживает уже 120 128 человек.

Столичность города дала очень сильный толчок в сторону массового административного, жилого и промышленного строительства. Ведущим архитектурным направлением этого периода является конструктивизм, строятся здания Сибкрайсоюза (в декабре 1926 открыт крупнейший универсальный магазин), Промбанка, Госбанка, Сибревкома, клуб Совторгслужащих, Дворец Труда.

Кинотеатр «Пролеткино». Сейчас «Победа»

12 февраля 1926 Ново-Николаевск переименован в Ново-Сибирск, но уже очень скоро дефис был утерян и стали писать просто Новосибирск.

В 1930 году в городскую черту вошёл левый берег – Заобский район.

Большой толчок экономическому росту города дало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги и железнодорожной линии Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий, законченной в 1934 году. В октябре 1931 открыт второй железнодорожный мост через Обь – Комсомольский. Однако, автомобильный транспорт попадает на левый берег только по зимнику или понтонному мосту.

Стройка Комсомольского железнодорожного моста
Стройка Комсомольского железнодорожного моста

Развивается инфраструктура: появилась первая в Сибири радиостанция, в ноябре 1929 запущен городской водопровод, строится канализация, разбиваются скверы, благоустраиваются тротуары, проводится освещение улиц.

В 1934 открыта первая трамвайная линия протяженностью 4 км, развивалось автобусное сообщение, появились первые государственные такси. В 1934-1939 построен новый железнодорожный вокзал.

Здание Госбанка на площади Ленина
Здание Госбанка на площади Ленина

Начинают работу первые вузы – Сибирский институт народного хозяйства (1929), Западно-Сибирский коммунистический университет (1930), медицинский институт (1935), геодезический (1940), Пединститут.

В Новосибирске появляется студия кинохроники, краевая библиотека, первый за Уралом ТЮЗ (1930), спортклуб «Динамо» (1933). Начинается строительство Дома Науки и Культуры – будущего Оперного театра.

Строительство ДНиК – театра оперы и балета. 1936
Строительство ДНиК – театра оперы и балета. 1936

В 1930 году в левобережной части Новосибирска началось строительство крупного завода «Сибкомбайн», который должен был обеспечить комбайнами и другой сельхозтехникой всю Сибирь, в 1931 году – завода горного оборудования, который в январе 1938 получил имя В.П. Чкалова, строится станкостроительный завод им. XVI партсъезда, паровозоремонтный завод.

6 ноября 1935 года на ГРЭС был пущен первый турбоагрегат ТЭЦ-2 в 24 тыс. кВт, что открыло дорогу Новосибирска к новым промышленным мощностям.

Левобережная ТЭЦ

28 сентября 1937 года Постановлением ВЦИК Западно-Сибирский край разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. Новосибирск стал областным центром.

В 1939 в Новосибирске (с учетом Бердска) числилось 406 тысяч человек (46% мужчин и 54% женщин).

Продолжение следует...