
Новосибирску 131 год, и на его улицах отразились все этапы развития архитектуры этих лет: есть в городе и краснокирпичный модерн начала XX века, и мощный пласт конструктивизма, и строгий модернизм, и насыщенная декором сталинская неоклассика, и современные стили. Предлагаем познакомиться со всеми.
Русское деревянное зодчество
Это те самые резные кружева на памятниках архитектуры, которые украшают улицы российских городов, в том числе Новосибирска.
Конструктивная основа русского деревянного зодчества – сруб из необтёсанных брёвен. Декором служила резьба по дереву. Наивысшего развития русское деревянное зодчество достигло на Русском Севере в XV-XVIII веках. |
Самый яркий пример русского деревянного зодчества – Преображенская церковь на острове Кижи.
В Новосибирске находится, пусть и в музее, старинная церковь самого начала XVIII, привезённая с полярного круга – Спасо-Зашиверская церковь, остались и дома начала XX века с интересной резьбой, которые пока еще можно увидеть на улице Инской, на Каинской, в Тихом центре: Коммунистическая, Октябрьская, Чаплыгина.
Резьба на домах Новосибирска достаточно архаична. Исследователи часто трактуют деревянные украшения домов в славянской традиции.
- Верхняя часть дома – «Правь» – небо: основные символы – солнце (деревянные розетки в виде солнышка) и дождь («стекающая вниз» резьба).
- Средняя часть дома – «Явь» – земной мир, земля: возделываемые поля (ромбы на наличниках), растения (древесные мотивы, шишки) и животные (драконы и другие мифические создания).
- «Навь» – подземный (загробный) мир. Нижняя часть дома обычно не украшалась.
Фото: Елена Носова
Во многих памятниках деревянного зодчества в Новосибирске сейчас находятся рестораны, которые определенно стоит посетить. К сожалению, наследие деревянного зодчества повсеместно быстро утрачивается.
Фото: Андрей Чердаков
Русский стиль
Это исторический ретроспективный стиль в архитектуре и искусстве преимущественно второй половины XIX в., когда общество потянуло на исконно-русское, к народному творчеству. Это мотивы русской избы, палаты, красный кирпич и белая известь, народные орнаменты, храмовая архитектура. |
Один из примеров русского стиля – Здание Государственного исторического музея в Москве.
Одним из первых течений, возникших в рамках русского стиля, является зародившийся ещё в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. |
Представитель русско-византийского или неовизантийского стиля в Новосибирске – Собор Александра Невского (Красный проспект, 1а). Его, первый каменный собор будущего города, начали строить в 1897 году во время царствования императора Александра III, а земельный участок под собор и средства на иконостас даровала императорская семья.
К русскому стилю (также его несколько скептически называли стилем «а ля рюс») в архитектуре Новосибирска обращался архитектор Андрей Дмитриевич Крячков, когда проектировал Часовню во имя Святителя и Чудотворца Николая в память 300-летия Дома Романовых, построенную в 1915 на Николаевском проспекте. Её можно отнести к средневековой псковско-новгородской школе храмового строительства.
Часовня была снесена в конце 1920-х, а сейчас восстановлена и является одним из символов современного Новосибирска, хотя и выглядит несколько иначе, чем оригинальная версия, и немного смещена к площади Ленина (Красный проспект, 17а).
Другая православная церковь русского домонгольского типа находится в Нижней Ельцовке (ул. Зоологическая, 8а) – Храм во имя святителя Николая Чудотворца, построенный в 1998 году.
Фото: 2GIS
Ещё один храм в стиле новгородских, псковских и московских храмов XVI-XVII веков находится в микрорайоне ОбьГЭС (ул. Приморская, 7). Это Храм во имя Архистратига Михаила, освященный в 2003 году. Ограда храма и находящегося на территории монастыря напоминает стены Кремля.
Черты русского стиля можно увидеть и в здании бывшей Андреевской школы (ул. Сибирская, 54), которое чаще относят к стилю модерн.
Фото: Андрей Чердаков
Модерн
Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии и колонн – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения. |
Яркий представитель стиля модерн – Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге.
Фото: Alex 'Florstein' Fedorov
В Новосибирске модерн более сдержанный, однако, его можно назвать одним из главных стилей архитектуры города. В основном здания в этом стиле проектировал архитектор А. Д. Крячков, это Городской торговый корпус (сейчас – Краеведческий музей), 12 городских начальных училищ, реальное училище (Красный проспект, 3), Коммерческий клуб (театр «Красный факел»).

Фото: Александр Савин
Элементы декора в стиле модерн, например, шар, опоясанный лентой, прослеживаются на многих строениях этого времени: он роднит петербуржский Дом книги (бывший Зингера) и новосибирские Театр кукол и краеведческий музей.
Изогнутые и ломаные линии в ковке перил, узорах напольной плитки и фасадов использовались в разных зданиях Ново-Николаевска (старое название Новосибирска) 1910-х годов.
Деревянного модерна в Новосибирске мало, выделить можно лишь объект культурного наследия – дом на Коммунистической, 13 с необычной расстекловкой и рядом с ним восстановленное здание Коммунистическая, 16.
Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. |
В современном строительстве элементы модерна в виде изогнутых линий и скульптур прослеживаются на фасадах отеля Grand Autograph (ул. Мичурина, 31).
«Кирпичный» стиль
Кирпичный стиль сложно назвать стилем в полной мере: он может принимать формы русского стиля или модерна. Характерная его особенность – неотделанный кирпич. Часто используется кирпич сложной формы, фигурный – так называемый лекальный.
Возникновение термина связано с именем русского архитектора немецкого происхождения Виктора Шрётера. Архитектор придерживался правила «строить добротно и при этом экономно». Он один из первых стал экспериментировать с сочетанием разных стилей и применением декора из обожженного кирпича и природного камня. |
Однако, многие исторические здания Новосибирска, которые мы привыкли видеть краснокирпичными, не всегда были такими: многие белили или даже штукатурили.
Сложную кирпичную пластику можно увидеть на доме Терентьевых (ул. Инская, 65), доме с мезонином (ул. Чаплыгина, 36), старинном доме на Мичурина, 6, нижнем этаже дома Рубцова (ул. Каинская, 5).
Революционный романтизм
Идеи революции и тотального обновления ярко воплотились в архитектуре с 1921 по 1926 годы. Это были здания-монументы, здания-памятники. |
В Новосибирске к этому стилю можно отнести монумент жертвам гражданской войны в виде руки с факелом, пробивающей каменную глыбу, Дворец Труда (сейчас университет водного транспорта, ул. Щетинкина, 33) и Дом Ленина (сейчас камерный зал филармонии, Красный проспект, 32).
Оба здания сейчас перестроены: с крыши Дома Ленина исчез мавзолей, а Дворец Труда утратил свою устремленную ввысь переменную этажность.
В этот же период времени, в 1925 году, архитектором Крячковым спроектировано и построено здание, которое сейчас занимает Новосибирский государственный художественный музей – здание областного комитета ВКП(б), в нём используются мотивы и формы модернизированной классической архитектуры: симметрия фасада, колонны, купол. Примечательно, что такое монументальное здание было построено за 7 месяцев.

Конструктивизм
В конце 1920-х в СССР появляется новое архитектурное веяние – конструктивизм – торжество содержания над формой. Для конструктивизма характерны отказ от симметрии и декора зданий, составные формы, ленточное остекление, плоские крыши, современные для того времени материалы: бетон, стекло и металл. |
Интересным примером конструктивизма можно считать дом культуры имени Зуева в Москве.
Чтобы в помещение попадало как можно больше света, дома по возможности ориентировали узкой стороной на север, а окнами жилых помещений на запад и восток. Для этой же цели здания строились буквой «Г» или лесенкой, делалось сплошное остекление лестниц. Первые этажи зданий отводились под общественно-полезные помещения: детские сады, столовые, прачечные.
В Новосибирске в эти годы строились жилые дома-общежития, они же коммуны, они же комбинаты («Печатники», «Кузбассугль», «Красный кожевник»), заводы и ТЭЦ, многочисленные общественные здания. К ним можно отнести Крайисполком (Красный проспект, 18, сейчас в нём находится Правительство Новосибирской области), Госбанк (Красный проспект, 27), Дом Крайснабсбыта (Красный проспект, 11, «Дом с часами»), Химический техникум (ул. Сакко и Ванцетти, 35, сейчас Новосибирский химико-технологический колледж).
Подробнее о новосибирском конструктивизме читайте в материале «Не-серый конструктивизм. Главный архитектурный бренд Новосибирска» на нашем сайте.
Постконструктивизм, советское ар-деко
После 1932 года в советской архитектуре случился поворот от конструктивизма к большей декоративности зданий и переосмыслению классики. Этот период исследователи архитектуры называют «советское ар-деко».
При сохранении отчасти конструктивистских форм декор стал более характерным для ар-деко: геометричность форм с щедрым применением многоступенчатых поверхностей, зигзагообразных узоров, а также квадратов, ромбов, искривленных линий. |
Одним из самых впечатляющих его представителей является Стоквартирный дом. На Международной выставке искусств и техники 1937 года в Париже проект Стоквартирного дома вместе с другими проектами А.Д. Крячкова был удостоен диплома 1-й степени, золотой медали и гран-при.
Также элементы ар-деко прослеживаются в фасадах жилых домов второй половины 1930-х, например, на домах Красный проспект, 56 или Урицкого, 17.
В 2020-х ар-деко вернулось в Новосибирске – по словам архитекторов это один из ведущих архитектурных стилей современности. К нему можно отнести дом «Нобель» и первый новосибирский небоскреб «Чикаго».
Фото: Андрей Чердаков
Сталинский неоклассицизм
В конце 1930-х по всему СССР начали строиться здания в монументальном классическом стиле, близком к ампиру, неоклассике и ар-деко: с портиками и колоннами, шпилями, барельефами, лепниной с советской символикой: звёздами, колосьями и шестерёнками, рабочими и колхозниками. К признакам советской неоклассики относятся иерархичность, монументальность, парадность (представительность), ансамблевость, театральность, декоративность. |
Самыми впечатляющими зданиями неоклассицизма и советского ампира являются семь сталинских высоток в Москве.
Инфографика: Москультура, moskultura.ru
В Новосибирске яркими примерами неоклассицизма являются филиал Академии наук СССР (ул. Фрунзе, 11), здание бывшего совнархоза архитектора Н. Ф. Храненко (Красный проспект, 82), учебный корпус СГУПС архитектора В. С. Масленикова (ул. Дуси Ковальчук, 191).
Фото: Дмитрий Поповский
Со стороны стадиона вид на здание тоже впечатляет – там находится полуротонда с колоннами и кессонированными потолками.
Ещё один замечательный пример советской неоклассики – архитектурный ансамбль улицы Станиславского. Это жилые дома конца 1940-1950 архитекторов В.М. Тейтеля и Н.Ф. Храненко. Они отличаются большим количеством барельефов и росписи по штукатурке, изящными колоннами и портиками. По этой улице определенно стоит прогуляться в поисках вдохновения (и пышек).
В 1955 году неоклассицизм был практически запрещён в рамках борьбы с архитектурными излишествами.
Советский модернизм
Спираль развития снова выводит нас к стилю с минимум декора и максимумом функционала.
Характерные черты модернизма: лаконичность форм, чёткий ритм архитектурных элементов, использование в облицовке мрамора, песчаника, ракушечника, массовое остекление поверхностей зданий, рациональный подход к решению внутренних пространств, интернациональный характер (отсутствие национального уклона, будущее одно для всех). Период модернизма продлился с 1955 по 1991 год. |
Интересным примером модернизмом является здание Российской Академии наук в Москве (в народе «золотые мозги»).
В Новосибирске модернизм представлен достаточно широко, это институты Академгородка, дом-книжка на площади Калинина, Законодательное собрание Новосибирской области.
Панельное домостроение – тоже модернизм! Здесь предлагаем обратить внимание на планировку наукограда Краснообск, выросшего вокруг ВАСХНИЛ (Академия сельскохозяйственных наук), где дома построены кругами.
Фото: nsknews.info
В настоящее время модернизм снова в тренде, но в новой форме – это метамодернизм. К нему относятся новые жилые комплексы «MilkHouse», «Инские холмы», «Маяковский», квартал «Европейский берег».
Бионическая архитектура
Бионической называют архитектуру, которая основана на принципах естественности форм и процессов. Такие здания отличают плавные линии, органические формы, грамотная интеграция с окружающей средой. Для бионики характерны гнутые стеклянные поверхности, использование стеклопакетов. |
Одним из заметных зданий в этом стиле – «Лахта центр» в Санкт-Петербурге, который в народе называют «кукурузина».
Фото: lakhta.center, Слава Королёв
В центре Новосибирска есть ряд современных зданий с говорящими названиями: Бутон, Кокон, Шарик, которые освежают своим видом здания более привычных архитектурных стилей. Интересную форму имеет ледовый стадион и концертная площадка «Сибирь Арена».
Фото: Сергей Якутов
Ну и, конечно, в бионическом стиле реализовано здание Биотехнопарка в наукограде Кольцово, которое называют также «здание-гусеница». Его стеклянная оболочка исполнена из 4 тыс. стеклопакетов, причем каждый стеклопакет обладает неповторимой геометрией.
Фото: btp-nso.ru
Поздравляем! Вы прочитали краткое описание основных архитектурных стилей Новосибирска и теперь знаете о городе больше!