Авторская колонка
Новосибирск на картинах. Как его видят известные художники

Новосибирск рисовали и рисуют. Самый известный художник Новосибирска, запечатлевший виды его улиц на своих картинах – это, несомненно, Николай Демьянович Грицюк. Но в нашей подборке вы найдёте работы и других художников, запечатлевших наш город на века.

Одни из самых старых дошедших до нас рисунков – солдата чехословацкого корпуса Йозефа Харвата – 1919 год: суровые времена гражданской войны, наверняка дефицит красок, но и в цветовом минимализме можно увидеть Собор Александра Невского над веткой Алтайской железной дороги или колоритную Нахаловку на берегу Оби.

Николай Демьянович Грицюк

Николай Грицюк (1922-1976) окончил Московский текстильный институт и работал в Ленинградском, а с 1952 года в Новосибирском доме моделей. Вместе с другими художниками и искусствоведами занимался составлением коллекции картин для Новосибирской картинной галереи (ныне Новосибирский государственный художественный музей), а точнее, ездил по художникам и музеям и убедительно просил поделиться работами с молодым Новосибирском.

Создавал циклы акварелей и темпер, изображающих природу и городские пейзажи, в том числе с видами Новосибирска. Знаковой для Грицюка стала созданная в 1959 году акварель «Закат. Новосибирск», в ней и начал прослеживаться «фирменный стиль» художника: «хуже, чем Пикассо», как написал в отзыве один из посетителей его выставки.

Н.Д. Грицюк. Красный проспект, в центре кадра дом и гостиница «Динамо» (Красный проспект, 28)
Н.Д. Грицюк. Красный проспект, в центре кадра дом и гостиница «Динамо» (Красный проспект, 28)

А вот Владимир Высоцкий творчеством Николая Демьяновича был впечатлён и посвятил ему стихи:

Мне – не-стрелю и акыну –
Многим в пику, в назиданье,
Подарили вы картину
Без числа и без названья.

Что на ней? Христос ли, бес ли?
Или мысли из-под спуду?
Но она достойна песни.
Я надеюсь, песни будут.

Эти строки, скорее всего, говорят о работе художника в духе авангарда и экспрессионизма, из городских же локаций Грицюк часто рисовал живописные домики в пойме Каменки, ныне замытой – тема контраста зданий прошлого и будущего часто поднимается в его творчестве. Есть работы с видами Оби, многочисленные стройки новых жилых массивов и ряд картин, написанных из окна квартиры художника в Стоквартирном доме.

Н.Д. Грицюк. Сибревкомовский мост, сейчас пешеходный, вдали виден Стоквартирный дом.
Н.Д. Грицюк. Сибревкомовский мост, сейчас пешеходный, вдали виден Стоквартирный дом.

В Новосибирском художественном музее создан мемориальный зал Николая Грицюка, а на Стоквартирном доме установлена мемориальная доска. В честь художника названа одна из улиц в Кировском районе Новосибирска.

Александр Дмитриевич Силич

Александр Силич (1901-1945) приехал в Новосибирск в середине 1920-х годов и активно включился в сотрудничество с журналами «Сибирские огни», «Настоящее» и газетой «Советская Сибирь»: рисовал для них карикатуры, городские зарисовки, афиши кинофильмов и спектаклей.

В работах Силича тоже соседствуют друг с другом сооружения из разных времен и разных стилей, например, в рисунке к газетной заметке: «Бетонные гиганты новых строек ведут наступление на бревенчатые избы старого Новосибирска» или на изображении двадцатитрёхметрового железобетонного моста над долиной Каменки и подвод с лошадьми высоко над неказистыми домишками.

Работы А.Д. Силича. Мост через Каменку. Виды на Стоквартирный дом из старых кварталов летом и зимой.
Работы А.Д. Силича. Мост через Каменку. Виды на Стоквартирный дом из старых кварталов летом и зимой.

Григорий Густавович Ликман

Григорий Ликман (1904-1991) начинал учёбу в Строгановском художественно-промышленном училище, но из-за болезни ему пришлось прервать учёбу. В 1920 году он вернулся в то же училище, но называлось оно уже ВХУТЕМАС (Высшие ХУдожественно-ТЕхнические МАСтерские). Ликман учился на рабфаке, работал в заведениях тапёром и певцом, а также увлекался авангардным искусством – лучизмом, кубизмом, супрематизмом. Талантливый человек талантлив во всём!

С 1920-х жил в Новосибирске, работал художником-карикатуристом в местных газетах и сатирическом журнале «Настоящее». С 1933 года Ликман переключился на живопись, а в 1941 году занял пост председателя Новосибирского союза советских художников.

Г.Г. Ликман. Укладка асфальта на Красном проспекте. Вид с балкона Дома Аэрофлота (Красный проспект, 44)
Г.Г. Ликман. Укладка асфальта на Красном проспекте. Вид с балкона Дома Аэрофлота (Красный проспект, 44)

Ещё одним его хобби была резьба по дереву: деревянная чаша, сделанная художником, была подарена руководителю КНР Мао Цзэдуну.

Г.Г. Ликман. Дворец культуры им. Горького
Г.Г. Ликман. Дворец культуры им. Горького

Василий Александрович Касаткин

Василий Касаткин (1908-1992) окончил Омский художественно-промышленный техникум. В Новосибирске его как архитектора-художника подключали к своим проектам известные архитекторы: А. Д. Крячков, В. М. Тейтель, Б. А. Гордеев, И. Т. Воронов. Под руководством А. Д. Крячкова и Б. А. Гордеева в 1930-х Касаткин разрабатывает чертежи Стоквартирного дома, здания Облисполкома на Красном проспекте. Позже по предложению Касаткина в Первомайском сквере появилась созданная Галиной Макашиной знаменитая скульптура медвежонка в фонтане.

В.А. Касаткин. Спасательная станция (снесена), набережная Оби в районе Октябрьского моста
В.А. Касаткин. Спасательная станция (снесена), набережная Оби в районе Октябрьского моста

Касаткин много рисует, появляются акварельные зарисовки новых городских зданий, прорубаемых через старую застройку магистралей, доживающих последние дни старых домиков. Город Касаткина динамичный и стремительно меняющийся, редко на каком рисунке мы не увидим взмывающих в небо строительных кранов.

В.А. Касаткин. Строительство Совнархоза (Красный проспект, 82)
В.А. Касаткин. Строительство Совнархоза (Красный проспект, 82)

Михаил Григорьевич Казаковцев

Михаил Казаковцев (род. 25 октября 1955) в 1977 году окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева, после чего 12 лет преподавал в институте дисциплину «рисунок».

Живописец, член Союза художников СССР и России, лауреат премии Губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства.

М.Г. Казаковцев. Вид на вокзал с улицы Челюскинцев
М.Г. Казаковцев. Вид на вокзал с улицы Челюскинцев

Новосибирск Михаила Казаковцева яркий, солнечный, полный надежд на светлое будущее. Его работы охватывают разные временные слои: и Ново-Николаевск начала XX века и Новосибирск 1950-х с «пафосом мирной жизни». Многие работы написаны на основе настоящих дореволюционных открыток, сюжеты узнаваемы, но на картинах царит цвет.

М.Г. Казаковцев. Ново-Николаевск, часовня во имя Николая Чудотворца, вид на Торговый корпус
М.Г. Казаковцев. Ново-Николаевск, часовня во имя Николая Чудотворца, вид на Торговый корпус

Смотреть другие работы на сайте художника.

Владимир Николаевич Курилов

Владимир Курилов (род. 11 декабря 1957) окончил Новосибирский инженерно-строительный институт имени Куйбышева по специальности «архитектор». Преподавал в Институте искусств, работал архитектором, дизайнером интерьеров и среды, художником-иллюстратором, оформил более 130 книг.

Член Союза журналистов России, член Творческого союза художников России. Преподаёт в НГУАДИ.

В. Н. Курилов. Вид с левого берега на центр Новосибирска.
В. Н. Курилов. Вид с левого берега на центр Новосибирска

Любимый материал художника – акварель, жанр – городской пейзаж – реалистичный или фантасмагорический: с химерами и призраками или духом конструктивизма, бродящим по Европе Новосибирску.

В. Н. Курилов. Метаморфозы Новосибирска
В. Н. Курилов. Метаморфозы Новосибирска

Смотреть другие работы на сайте художника.

Андрей Михайлович Манушин

Андрей Михайлович Манушин (род. 3 июня 1969) вырос, живет и работает в новосибирском Академгородке. Закончил Новосибирское художественное училище, работал в Институте ядерной физики художником-оформителем – не удивительно, что многие его работы посвящены именно Академгородку.

Профессиональный художник-живописец. Член Союза Русских художников. Член Международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Преподает живопись по авторской методике.

А.М. Манушин. Академгородок. Дом учёных
А.М. Манушин. Академгородок. Дом учёных

На картинах Андрея Манушина изображаются и ретро-сюжеты Академгородка, и его настоящее: художника часто можно встретить на улицах за работой. Мы видим Академгородок разным: как его знаковые места – Дом учёных, НГУ, так и «задворки» с фирменными академовскими хрущёвками.                                                                                 

А.М. Манушин. Академовский пляж
А.М. Манушин. Академовский пляж

Смотреть другие работы на сайте художника.

Молодые

Если вы когда-нибудь забредете в стены НГУАДИ, обязательно осмотрите выставки студенческих работ, на которых город представлен в самых разных жанрах и сценах: дама с собачкой на набережной, супрематические часовня и Бугринский мост. Ну и, казалось бы, обыкновенные пленэрные работы тоже бывает очень интересно рассматривать и угадывать, что за место подловил острым взглядом будущий, а то уже и настоящий художник.

Работы студентов НГУАДИ в стенах академии
Работы студентов НГУАДИ в стенах академии