Центр Новосибирска – это, конечно, площадь Ленина, но и другие районы могут многое рассказать об истории города. Маршрут вокруг вокзала включает несколько интересных музеев, немного домов начала XX века и много эклектики, сочетания несочетаемого.
Мы начинаем нашу прогулку от вокзала «Новосибирск-Главный» – железнодорожных ворот Новосибирска и одной из точек его отсчёта: со строительства станции и посёлка железнодорожников и начинался город.
Сам вокзал выглядит очень интересно: если смотреть с северной части привокзальной площади, он напоминает паровоз с дымовой трубой, летящий по Транссибирской магистрали на восток. Здание принято в эксплуатацию в 1939 году после 10 лет переделок проекта и собственно строительства. После «отмены» конструктивизма вокзал приобрел черты ампира: центральная часть здания имеет композицию триумфальной арки, обрамлённой пилястрами тосканского ордера.
Фото: Андрей Чердаков
Эту уникальную арочную конструкцию центрального зала разработал инженер Николай Васильевич Никитин: он же проектировал сталинские высотки в Москве, Останкинскую башню и монумент «Родина-мать» в Волгограде.
Привокзальную площадь в 1956 году переименовали в честь инженера и писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, который руководил группой изыскателей на Транссибирской магистрали и выбирал место для железнодорожного моста через Обь. Площадь организована в несколько уровней, а прямо под ней находится станция метро «Площадь Гарина-Михайловского» и терминал автостанции.
На нижнем уровне площади возле здания пригородного вокзала с часовой башней находится фонтан и макет паровоза «Проворный». Такие паровозы эксплуатировались на Царскосельской железной дороге с 1837 по 1860 годы.
Фото: Андрей Чердаков
Через подземный переход перейдем на другую сторону улицы Ленина: там находится объект культурного наследия – универмаг НовСибТПО (Ленина, 86), построенный в 1927 году в переходный период архитектуры – от модерна к авангарду. Сейчас здание занимает банк.
Рядом с бывшим универмагом находится современный торговый центр «Апельсин» (Ленина, 84). Из интересного в нём можно отметить галерею чудесных вещиц «Руки мира», где можно купить сибирские сувениры, керамику, эксклюзивные изделия из кожи, амулеты и сделанные вручную глюкофоны и другие этнические музыкальные инструменты.
Фото: Руки мира
«Маринс Парк Отель Новосибирск» (Вокзальная магистраль, 1) – бывшая гостиница «Новосибирск», построенная в 1975-1985, долгие годы была самым высоким зданием Новосибирска: в ней 24 этажа. В здании отеля и пристроенном к нему объеме находится несколько кафе. Для сытного и недорогого обеда порекомендуем вьетнамское кафе «Pho Kong» с типичным для Вьетнама домашним алтарём, ярким декором и ароматным горячим супо фо.
За зданием отеля находится музей Железнодорожного района (Вокзальная магистраль, 3) – филиал музея Новосибирска, в котором помимо постоянной экспозиции об истории города и сословиях горожан устраивают тематические выставки с интересными экскурсиями и персонажами.
Здание, в котором находится музей, и примыкающее к нему в народе называются Китайская стена, они ничем особенно не примечательны, однако, жители Новосибирска могут вспомнить рекламу магазина игровых приставок из 1990-х: «Алькор – это между вокзалом и ЦУМом», он находился как раз в этом здании, протянувшемся от вокзала до ЦУМа. Рядом стоит малозаметная Эйфелева башня, в самом здании можно поесть пельменей и вареников в «Пельмень-кафе», а если зайти в арку дома, то можно найти кое-что более историческое!
Здесь скрывается жилой дом А.А. Матвеева (Красноярская, 28) – предпринимателя, торговавшего головными уборами, построенный в 1917 году. Здание было сильно разрушено пожаром, но сейчас почти «дословно» восстановлено в историческом виде. Богатая резьба, чердачное окошко со шпилем, окна нижнего этажа с массивным кирпичным наличником – есть на чём задержать взгляд.
Фото: Андрей Чердаков
Возвращаемся на Вокзальную магистраль. Эту часть Новосибирска сложно назвать красивой, скорее это самое визуально загрязненное рекламой и вывесками место. Застраивалось оно в 1960-х вместе с пробивкой магистрали через кварталы старых домов. Классическим примером советского модернизма является ЦУМ «Новосибирск», открывшийся в 1967 году, и позиционировавшийся как «магазин для всей семьи». В 2001 году магазин существенно пострадал от пожара, а в 2023 появилась информация о грядущей реновации территории. Проще говоря, ЦУМ снесут.
А для строительства самого ЦУМа город пожертвовал историческим зданием – католическим собором Святого Казимира: на месте, где он раньше стоял (ступени ЦУМа со стороны проспекта Димитрова), сейчас установлен памятный камень.
Фото: Андрей Чердаков
Неподалёку находится Музей природы – филиал Новосибирского Государственного Краеведческого музея. Самый известный экспонат – мамонт Матильда – полный скелет самки мамонта, найденный в Новосибирской области. Рядом с ним соседствуют скелет шерстистого носорога, научная реконструкция пещерного медведя, фигура детеныша мамонта. В залах, посвященных тематике природы, собрано все многообразие животных, птиц и насекомых, обитающих в Новосибирской области.
В воссозданном гроте Барсуковской пещеры можно наблюдать за полетом цифровых летучих мышей, детям будет интересно в игровой комнате, взрослым – купить сувениры: натуральные камни или полезные мелочи с изображением Матильды.
Напротив ЦУМа находится конструктивистское здание управления Западно-Сибирской Железной дороги (Вокзальная магистраль, 12), построенное в 1932 году как здание ДорПрофСоЖа (профсоюза железнодорожников), а чуть дальше – «новый» корпус управления (Вокзальная магистраль, 14), построенный в 1935 году – монументальное скругленное здание (когда-то прямо на его крыше стоял паровоз). Можно представить, как впечатляюще оно смотрелось среди деревянной застройки 1930-х годов. Два этих здания соединяет подземный ход, но попасть туда простым смертным невозможно.
На здании установлена мемориальная табличка геодезистам Кошурникову, Журавлеву и Стофато, погибшим на реке Казыр в Хакасии в 1942 году при исследовании местности для строительства железной дороги.
В жилой части управления (Урицкого, 36) находится вегетарианское кафе «Veggie», очень уютное и вкусное. Дома на другой стороны Урицкого также построены для железнодорожников в 1930-х и 1940-х. Интересны артефакты, обнаруженные во дворе дома Урицкого, 37 – кованые фонари и канализационные люки с надписями на испанском, пока история их появления в Новосибирске – загадка.
Возвращаемся на Вокзальную магистраль и минуя декоративный «Запорожец», украшенный летом цветами, а зимой новогодними подарками, переходим проспект Димитрова – на месте которого раньше находился овраг – Михайловский лог.
Там нас снова ждёт привет из прошлого – очень интересный дом, памятник деревянного зодчества (Красноярская, 3) с уникальной для Новосибирска деревянной резьбой и шпилями. На доме висит табличка, что он построен в 1893 году, но, очевидно, это ошибка, вряд ли такой дом мог быть отстроен в глухом месте за 10 лет до начала строительства железной дороги.
Сейчас в этом здании находится хостел, так что можно даже переночевать в доме с (пока ещё туманной) историей, а также проникнуться атмосферой и купить книги в магазине «Карта мира».
Фото: Андрей Чердаков
Чуть дальше, на соседней улице Салтыкова-Щедрина, бывшая Томская, находится ещё один памятник архитектуры – доходный дом (Салтыкова-Щедрина, 5). Он состоит из двух частей: более старая с искусной резьбой построена в 1914 году, а более новая в 1920-х. Комнаты в этом доме сдавались в аренду, а позднее здесь открылись номера «Москва».
Фото: Андрей Чердаков
Но не столько старыми домами известна эта часть города: здесь возвышаются высотки «Сбербанк», «Кобра», «Манхэттэн», отели «Domina» и «Azimut» (бывшая гостиница «Сибирь», раньше «Интурист»). В здании «Азимута» находятся интересные рестораны: «Азиатиш» с говорящим названием, раменом, роллами и гёдза и «#СибирьСибирь» ресторатора Дениса Иванова, где можно попробовать настоящую сибирскую кухню. Сервис 2GIS говорит о среднем чеке ресторана в 3500 рублей, но в меню есть и разнообразные пирожки: с черемухой, калиной и клюквой, яйцом и луком, заячьими потрошками всего по 140 рублей.
Фото: Отель Domina Novosibirsk
Между высотными зданиями по улице Ленина прячется одноэтажный дом извозчика Евсея Михайловича Метлина (Ленина, 23), в котором располагается музей «Городская усадьба», филиал Краеведческого музея, где можно увидеть мебель начала XX века, граммофон, предметы одежды, кухню и столовую в подвале дома. Раньше здесь находился музей им. С.М. Кирова, так как, будучи, в сибирской ссылке, Сергей Миронович Киров встречался в этом доме с новониколаевскими большевиками. Памятник Кирову стоит в дворике музея.
В следующем доме по улице Ленина, 25 тоже находятся рестораны и кофейни, например, ресторан «Сыроварня», где действительно варят сыры: моцареллу, буррату, скаморцу и другие, а также готовят с ними разные блюда. Летом можно посидеть на уставленной цветами веранде». Рядом можно купить и интересные десерты в «Nikki Forkin Cakes» или взять кофе с собой в «Skuratov Coffee».
Фото: Сыроварня
По улице Ленина или по Дмитрия Шамшурина мы можем вернуться к вокзалу. На Шамшурина (это имя революционера, который работал в Ново-Николаевске под партийной кличкой «Митяй» и распространял нелегальную литературу) мы увидим макет паровоза «Adler» у здания делового центра Западно-Сибирской железной дороги и можем дойти до тоннеля 1913 года, построенного для проезда под Трассибом. Впрочем, более аутентично он выглядит с другой стороны.
Дальше по улице находится здание бывшего клуба «Транспортник» (Дм. Шамшурина, 39) – одного из первых клубов города, построенного в 1926 году. Сейчас в нём находится Музей истории Западно-Сибирской железной дороги. В музее представлены многочисленные архивные материалы: фотографии строительства железной дороги, коллекция карт Сибири, ямщицкие колокольчики и служебные кресла начальников станций начала XX века. Также в зале представлен макет участка железной дороги, несколько копий паровозов и многое другое.
И вот мы снова на вокзале! Если остались силы, можно подняться на переход над путями и осмотреть громаду самого большого за Уралом вокзала, старые здания водонапорных башен, здания бывших воинских казарм из красного кирпича, вдохнуть запах железной дороги и помечтать о новых путешествиях!
Протяженность маршрута: примерно 4,5 км.
Примерная карта маршрута.