В Новосибирске более 50 музеев – на любой вкус: в них можно посмотреть на железнодорожную технику, иконопись, старые наличники, авторских кукол, личные вещи жителей города начала XX века, похоронные дроги, облаточные машинки, бутылки от кефира, картины Рериха, счастливые билетики, чучела животных, космические аппараты, образцы нефти – и многое другое. Некоторые из экспонатов по-настоящему ценные и даже уникальные!
Мы сделали подборку must see экспонатов из разных музеев города – от имеющих серьёзное научное значение до просто интересных. Приятно узнавать, что в музеях Новосибирска не только хранят ценности и раритеты, но и реставрируют, а иногда – создают с нуля.
Мамонт Матильда
Настоящая звезда Музея природы Новосибирска – Оёшский мамонт, прозванный смотрителями музея Матильдой – это скелет самки шерстистого мамонта, найденный на берегу р. Оёш в 1940 году. 10-20 тысяч лет назад Матильда погибла, будучи затянутой в болотную трясину или провалившись под лед водоема.
Матильда была мамонтихой миниатюрной – всего 2,4 метра в высоту – и довольно пожилой: ей было 55-60 лет (мамонты жили 60-70 лет). О возрасте свидетельствуют её зубы: у мамонтов было шесть смен зубов (нам бы так!), а у Матильды все коренные зубы шестой смены уже хорошо сформировались. Изящные бивни Матильды говорят о том, что она была «левшой»: конец левого бивня сточен гораздо больше, чем правого, это означает, что им она разгребала снег и рыла землю.
Рядом с Матильдой располагаются другие обитатели музея: мамонт Самсон, носорог Сережа, бизон Степан и пещерный медведь Сан Саныч.
У Матильды есть свой мерч: в музее можно купить значки, термокружки, футболки детские и взрослые с изображением скелета мамонта (иногда с весёлым бантом на голове).
Меч каролингов и пазырыкские мумии
Одним из интересных и уникальных для Сибири экспонатов музея Института археологии и этнографии СО РАН в Академгородке является «меч каролингов». Эта археологическая находка сделана в Барабинской степи в 1976 году, можно сказать, случайно: искали бронзовый век, а нашли – Средневековье.
Учёные определили, что история меча уходит в XI – начало XIII вв. в Центральную Европу, вероятно, на территорию Германии. Затем меч оказался в Швеции или на острове Готланд, где клинок снабдили богато украшенной серебром рукоятью.
Главный вопрос, который не разрешён до сих пор: откуда в Барабинской степи вдали от торговых путей оказался европейский меч? Есть версии, что он мог принадлежать самому Ермаку или его сподвижнику Ивану Кольцо, которого вместе с казачьим отрядом в 40 человек заманил в засаду и уничтожил татарский мурза Карачи.
Конечно, уникальными экспонатами археологического музея являются и пазырыкские мумии: «принцессу Укока» увезли в музей Горно-Алтайска, а мумия воина из мужского погребения остаётся в Новосибирске, но будет доступна для публики после ремонта зала эпохи раннего железного века примерно в начале июня.
Рукописные книги и инкунабулы
Коллекция музея редкой книги, конечно, впечатляет: здесь есть и первопечатные книги печатни Ивана Фёдорова, и старообрядческие книги, и прижизненные издания Пушкина и Достоевского.
Одной из уникальных книг – а каждая рукописная книга уникальна – является «Беседы» Иоанна Златоуста, созданная в 1593 году по заказу Архиепископа Вологодского и Пермского Ионы. Предполагалось, что эту книгу духовно-нравственного содержания читают в воскресный день для «увещевания к подвигам добродетели». Обложка книги обтянута кожей с тиснением, внутри золочение и нарядная буквица.
Есть в музее и европейские книги – редчайшие инкунабулы (книги, которые печатались типографским способом до 1501 года), например, толкование на Новый Завет. Печатали эти книги в один прокат, а цветные вставки – во второй. Переплёт, вероятно, относится к XVII веку, он покрыт свиной кожей с латунными деталями.
Скорее всего прочитать эти книги вы не сможете или сможете с большим трудом – остается только любоваться и благоговеть.
Попасть в музей редкой книги можно с экскурсией, например, сборная экскурсия по ГПНТБ проводится в 15:00 в последнюю пятницу месяца, но записываться нужно заранее.
«Лунная ночь» Архипа Куинжи
Один из вариантов знаменитой «Лунной ночи на Днепре» появился в Новосибирской картинной галерее в 1958-ом – в год её открытия, то есть эта работа стала одним из первых экспонатов и шедевров художественного музея.
«Лунная ночь» написана в 1881 году на волне сенсационного успеха от первой картины Куинджи из этой серии – в ней так же маняще блестит в ночи вода и светит луна. На картине, выставленной в Новосибирском художественном музее, нет мельницы и домов, но на дальнем берегу маленькой искоркой горит костёр. Замечают его, правда, не все и не сразу.
Эта работа всегда притягивает взгляд, и около неё загипнотизированные посетители музея проводят гораздо больше времени, чем перед другими, даже более знаменитыми, работами.
140-летние валенки
В музее-мастерской Ивана Лапина «Дом пимоката» хранятся старинные, стосорокалетние, валенки с интересной подошвой: это женская модель, и предназначалась она для того, чтобы надевать валенки на туфли с каблуком. Внутри сделано специальное жёсткое приспособление под каблук, и стоила такая модель крайне недёшево, по словам Ивана Лапина – не меньше среднегодовой зарплаты.
В музее есть и другие интересные экспонаты, например, несколько старых шерстобиток XIX века. Здесь же можно купить и современные, но полностью аутентичные и экологичные валенки, валеши, тапочки и валяные кеды – как носить самому, так и на сувениры.
Гроб купца Горохова
Музей Мировой погребальной культуры богат на интересные экспонаты, но сегодня мы расскажем о том, который важен именно для местной истории – это цинковый голландский саркофаг, в котором был похоронен бердский купец Владимир Александрович Горохов.
В Бердске Горохов купил мельницу и выпускал сортовую муку, позже построил электростанцию, бесплатное ремесленное училище, библиотеку, занимался благотворительностью и храмостроительством, в том числе был казначеем при сборе средств на строительство храма Александра Невского в Ново-Николаевске.
Горохов скончался в 1907 во время деловой поездки в Москву и был сначала похоронен на Ваганьковском кладбище, но, когда было оглашено завещание Владимира Александровича, выяснилось, что он желал быть погребенным именно в Бердске. Останки Горохова перевезли в специальном цинковом саркофаге в Бердск и похоронили на кладбище у собора.
В 1950-х при строительстве Новосибирской ГЭС Бердск был затоплен, но каждую весну появляется из-под воды как Сибирская Атлантида. В 2008 году вода ушла особенно далеко, и на дне был обнаружен склеп с цинковым гробом, который определили как гроб Горохова. Прах купца перезахоронили в Преображенском соборе Бердска, а саркофаг выставили в музее мировой погребальной культуры.
Там же, в музее, экспонируется и временный гроб Арнольда Каца, в котором его привезли из Пекина, где он скоропостижно скончался.
Автомобиль «Руссо-Балт»
Автомобиль «Руссо-Балт С-24/30», представленный в музее «Галерея времени» – копия прародителя российского автопрома: «Руссо-Балт» – первый серийный автомобиль в России, он производился на Русско-Балтийскои вагонном заводе с 1909 по 1919 год. Всего за эти годы было выпущено 632 автомобиля.
Мировую известность автомобили этой марки получили благодаря своим победам в престижных соревнованиях, например, в гонке Санкт-Петербург – Монте Карло в 1912 и 1913 годах. Тогда «Руссо-Балт С24/55» достигал скорости 130 км/час!
До наших дней дошли два оригинальных «Руссо-Балта»: один в Москве в Политехническом институте, второй – в Риге, где и был создан завод. «Руссо-Балт», представленный на выставке ретро-техники музея «Галерея времени», является точной его копией, он восстанавливался по чертежам в течение 10 лет, оригинальными же являются только фары: они принадлежали бельгийскому автомобилю «Fondu» – прототипу «Руссо-Балт».
В Ново-Николаевске до революции был единственный автомобиль, принадлежавший купеческому сыну Иннокентию Маштакову – говорят, «Роллс-Ройс»
Мотоцикл «Norton» и мундир Первой мировой
В краеведческом музее нам рассказали, что оперируют понятием не «экспонаты», а «коллекции»: вне коллекции музейные предметы не обладают особенной исторической ценностью, ведь даже если убрать самый ценный из них, коллекция будет продолжать описывать эпоху. Однако, выделим пару примечательных экспонатов.
Мотоцикл «Norton» собран на заводе «Norton Motors Ltd» в Бирмингеме в 1909 году. Среди новосибирцев бытует легенда, что это первый новосибирский мотоцикл, принадлежавший тому же Иннокентию Маштакову, но в музее это не подтверждают. Известно лишь, что в 1970-х последний владелец мотоцикла приехал сдавать свой транспорт в музей прямо на нём. И не приехал бы, если бы удалось пройти техосмотр!
Мундир Прусского Померанского гусарского Блюхера фон Вальштатта полка из серого сукна с серебряной канителью и галунами сшит в Германии примерно в 1915-1917 годах. Как он попал в фонды музея – загадка, возможно кто-то привёз его в Ново-Николаевск с Первой мировой войны в качестве трофея, но есть вероятность, что он прибыл и на самом офицере Померанского полка – в лагерь военнопленных в Военном городке.
Кинокамера «КОНВАС» и хроники Новосибирска
В музее документального кино представлено оборудование эпохи кинопленочного производства, например, кинокамера «КОНВАС»: такой камерой с начала 50-х годов снимали всю кинохронику в СССР, а также использовали в игровых фильмах. Эта марка камеры знаменита и тем, что именно «КОНВАС» использовал космонавт Герман Титов для того, чтобы впервые в истории человечества снять Землю из космоса.
А для интересующихся историей города будут особенно интересны кадры кинохроники и документальные фильмы. Здесь можно увидеть Новосибирск 1929 года, снятый во время полета над городом на биплане – это по-настоящему уникальные кадры. Город без Оперного театра, еще стоит первый кинотеатр Махотина, белеют крячковские школы. Своеобразная машина времени переносит посетителя в эпоху 20-века.
Это увлекательное путешествие особенно интересно, когда звучит музыка старинного фортепиано и музыкант-тапер сопровождает показ немых фильмов. Импровизация в исполнении заслуженного деятеля искусств Геннадия Пыстина по субботам в 14:00 собирает настоящих любителей уникальных событий.
«Russian emerald»
В геологическом музее в Академгородке хранится и изучается коллекция не только природных, но и созданных человеком минералов – например, синтезированные изумруды.
Изумруд – это разновидность берилла с преобладающей примесью хрома, которая придаёт ему яркий зелёный цвет. Изумруд входит в список самых дорогих драгоценных камней, и по цене за карат нередко обходит бриллианты.
Мировые лаборатории работали над синтезом изумрудов с 1930-х годов. В начале 1960-х годов академик Соболев, известный минералог и один из основателей Института геологии и геофизики в новосибирском Академгородке, поставил для своих сотрудников задачу разработать метод выращивания кристаллов берилла. Изучались сразу два способа, и оба они привели к результату: в конце 1960-х годов кристаллы изумруда были выращены из расплавов солей, а в начале 1970-х годов группе молодых сотрудников удалось осуществить рост кристаллов изумруда из гидротермальных растворов. Позднее изумруд, выращенный по этой технологии, стали называть «Russian emerald».
В экспозиции музея находятся одни из первых кристаллов изумруда, выращенных как из расплава (на фото слева), так и из водного раствора (на фото справа), а также коллекция синтетических кристаллов берилла жёлтого, красного, синего, фиолетового и других цветов.
Промышленное производство синтезированных изумрудов продолжается и развивается в Академгородке по сей день.
Портал welcome-novosibirsk выражает благодарность сотрудникам новосибирских музеев которые рассказали о хранящихся у них ценностях, а некоторые даже показали и разрешили потрогать. Желаем музейному делу процветания и новых уникальных экспонатов!